14 Ноября 2017

Программа действий большая, раскачиваться некогда

На брифинг комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи, организованный для журналистов ведущих краевых средств массовой информации, его председатель Виктор Чернявский пригласил и членов экспертно-консультативного совета, чтобы рассказать о вопросах, над которыми будут вместе работать в ближайшие пять лет, и услышать мнения самих экспертов, на какие острые темы нужно обратить внимание.

Виктор Чернявский — человек в нашем крае известный. Депутат ЗСК четырех созывов, в двух был заместителем председателя кубанского парламента. Во всех возглавлял комитет по образованию и науке. Понятно почему: за плечами Виктора Васильевича работа учителем истории и директором в сельской школе, начальником Управления образования Славянского района. По линии партии «Единая Россия» — координатор проекта «Развитие образования».

— В нашем комитете пять человек,—рассказывает Виктор Васильевич. —Заместитель председателя Александр Анатольевич Звягин — депутат ЗСК четырех созывов. Офицер с высшим специальным образованием инженера по эксплуатации радиотехнических средств. Окончил Российскую академию госслужбы при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление». Кандидат экономических наук. По линии «Единой России» координатор партийного проекта «Детские сады — детям». Секретарь комитета—Юлия Сергеевна Алешкевич в кубанский парламент избрана во второй раз. До этого была депутатом городской Думы Краснодара. В прошлом созыве ЗСК — заместитель председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма, занималась вопросами оздоровления детей. Работала преподавателем. Кандидат технических наук. Многодетная мама — воспитывает троих детей. Региональный координатор партийного проекта «России важен каждый ребенок». Сергей Николаевич Ярышев и Александр Юрьевич Хараман — члены комитета. Сергей Ярышев — депутат ЗСК четырех созывов, в трех работал в нашем комитете. Заведовал кафедрой международного морского права в Новороссийской морской академии имени Ушакова. Кандидат юридических наук. Возглавляет общественную организацию «Родители против наркотиков», которая ориентирована на привлечение детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом. Александр Юрьевич Хараман — руководитель крупного хозяйства «Знамя Ленина» в Щербиновском районе. Он создает рабочие места для школьников: принимает их официально, с оформлением трудовых книжек и своевременной выплатой зарплаты. На летних каникулах производственная бригада подростков участвует в уборке овощей и фруктов. Он — автор проекта «Физкультура и спорт». Выделяет средства на строительство детских и спортивных площадок. Сам занимается спортом и ребят подстегивает. Любит поэзию. Координатор партийного проекта «Дом садовода — опора семьи». Что касается работы экспертно-консультативного совета при комитете, то в него входят 15 человек. Все — профессионалы своего дела. Таким составом мы способны решать самые сложные вопросы.

Программа действий

— Программа действий у нас большая, поэтому раскачиваться некогда, — продолжает Виктор Чернявский. —Нам достались вопросы с прошлого созыва ЗСК, которые в текущем году нужно рассмотреть. Решения по одному из них — о внедрении практико-ориентированных технологий подготовки квалифицированных кадров на примере Армавирского индустриально-строительного техникума были приняты на октябрьской сессии ЗСК. В постановлении мы отразили положительные стороны и векторы развития, над которыми нужно работать региональной системе профессионального образования. Кстати, на ближайшую планерку мы готовим вопрос о развитии этой системы, а на декабрьскую сессию — проект постановления о развитии трудового воспитания в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. Планируем заслушать Министерство культуры о состоянии развития отрасли в крае. Хотим посмотреть, как реализуются мероприятия программы по поддержке муниципальных учреждений культуры. Это тоже зона нашего контроля. Важное направление работы комитета — вопросы семейной политики. Демографическая ситуация радует: если в 2006 году на Кубани родились 53 тысячи 400 детей, 2011-м —64 тысячи, то 2016-м — еще на десять тысяч больше. И эти 74 тысячи —стабильная цифра в последние три года. При этом если в 2006 году разница между рождаемостью и смертностью составляла минус 21 тысячу человек, то в последние четыре года регион в плюсе. Экономическая стабильность, возможность строить планы на будущее повлияли на то, что сегодня в крае уже около 65 тысяч многодетных семей (пять лет назад их было еще 30 тысяч, в конце 2016 года — 61 тысяча). Меры господдержки этой категории семей определены региональным законом, плюс установлен краевой размер материнского капитала на третьего ребенка (115 тысяч рублей), а еще помощь в обеспечении бесплатными земельными участками. За прошедшую пятилетку произошел перелом: от интернатов, в которых находилось около 3,5 тысячи ребят, мы перешли к семейному устройству. Многие дети воспитываются в приемных семьях. Если семьи берут ребенка-инвалида, то и для них предусмотрены меры поддержки. Но семейную политику нельзя сводить только к социальной защите, считает Виктор Васильевич. Сегодня в крае 1,5 миллиона льготников, которым выплачивается из краевого бюджета 82 вида пособий на общую сумму 27 млрд рублей. Есть и другая пугающая статистика: из этой суммы 9 млрд рублей край направляет на содержание домов для престарелых — стариков при живых детях и на содержание детей-сирот при живых родителях. Четыре миллиарда рублей идет на медицинское страхование неработающего населения, которое официально нигде не трудится и не уплачивает налоги, а медицинскую помощь получает. Эти деньги можно было бы направить и на меры господдержки незащищенных слоев населения, и на другие важные цели.

— Это всё говорю к тому,—замечает председатель комитета,— что у нас социальная защита, к большому сожалению, часто сводится к выплате социальных пособий, в то время как социальная поддержка — это прежде всего система мер создания равных возможностей людей. К примеру, создание условий для обучения детей-инвалидов или требующих психокоррекционного воспитания. Мы должны помогать этим детям и расти, и учиться, и получать профессию. Сегодня есть поручение Правительства РФ передать ряд социальных услуг социально ориентированным организациям. Но наша задача —из их большого количества выбрать самые серьезные, те, что вправе заниматься этой деятельностью. Равные возможности — это в том числе и равные возможности на работу. Мы продолжим заниматься квотированием рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такой закон работает в крае, и мы будет отслеживать его действие, в том числе и при подготовке будущих специалистов в техникумах. При этом мы считаем, что нужно уходить от социального иждивенчества. На недавней встрече с многодетными семьями один из отцов прямо спросил меня: а не пора ли ребенку из многодетной семьи при поступлении в вуз предоставлять льготу? Я не согласен с такой постановкой вопроса: если ребенок из многодетной семьи сам не может поступить в институт, мы должны помочь ему, например, хорошо подготовиться к экзаменам—организовать курсы. Это в том случае, если пробелы в знаниях случились из-за сложной жизненной ситуации. Ничего нет хорошего в том, что ребенок поступает по квоте, а потом, не справляясь с программой, мучит себя и преподавателей и специалистом не становится! Убежден: мы не должны оказывать помощь исключительно по статусу многодетности. На наш взгляд, нуждается в решении вопрос поддержки семьи с одним ребенком, чтобы не в тридцать лет рожали. Почему так происходит? Вероятно, в силу позднего обретения супругами экономической самостоятельности, достойного места работы, своего жилья. Мы намерены совместно с комитетом по делам молодежи вернуться к проекту «Молодежный дом», благодаря которому в свое время 120 молодых семей — участников проекта смогли приобрести в Краснодаре квартиры в новом доме с удобной рассрочкой платежа и под выгодный процент кредита. И всё — под контролем государства! В крае возведено порядка 7 тысяч квартир для детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. Этот вопрос строительства молодежного бюджетного жилья тоже можно отработать по данной модели. При этом надо бы предоставлять жилье на земле, чтобы у них рядом были и сотки-кормильцы. Такие коттеджи строятся в Каневском районе, где у молодых семей есть возможность заниматься подсобным хозяйством. Еще одна актуальная тема — развитие системы ЭКО для тех родителей, которые хотят иметь детей, но по состоянию здоровья не имеют такой возможности. Комитет будет уделять внимание этому вопросу.

Образованию —качество

Что касается развития образования, то к шестому созыву ЗСК краевое законодательство практически сформировано. Теперь главное — отрегулировать его правоприменение и контролировать исполнение. Благодаря краевым программам, выполнению партийного проекта «Развитие образования» на Кубани, удалось многого добиться. Система образования всегда в приоритетном порядке финансируется краевым бюджетом. В текущем году заложено 55 млрд рублей. При этом на каждого ребенка выделяется необходимый норматив финансирования из расчета 26 тысяч рублей на ученика городской школы, 40 тысяч — сельской и 95 тысяч — малокомплектной сельской школы.

— За последние десять лет существенно улучшилась материальная база кубанского образования: это ремонт и реконструкция в школах, обновление пищеблоков, приобретение школьных автобусов. Проблемой сельских школ долгое время оставалось отсутствие теплых санузлов, сегодня и она в целом решена. Что касается учебников, то во время избирательной кампании я провел много встреч, и никто из родителей не пожаловался на то, что у детей их нет. Эта проблема решена за счет краевых средств. Но главное то, продолжает Виктор Васильевич, что нам удалось сохранить школы. Потому что были реформаторские попытки оптимизировать учебные заведения, укрупнить, а по сути закрыть малокомплектные школы. Наша позиция всегда была твердой, губернатор ее поддержал: если школа одна на селе, она не может быть закрыта, а если это школа средняя, она не может быть реорганизована. У нас на учете все школы, которые так или иначе подпали под реорганизацию. Мы и дальше будем контролировать этот вопрос, так как востребованность школьных мест сегодня сохраняется. Взять, к примеру, школу в Темиргоевской Курганинского района. Учреждения общего и дополнительного образования расположены в центре станицы, а школа —на окраине, и несколько лет назад она была закрыта. На сессии местного Совета депутатов было принято решение возродить ее. Родители с хутора Тиховского Красноармейского района обратились с просьбой возродить школу, потому что сейчас ближайшая находится почти в 15 километрах. Есть и другие аналогичные примеры. Будем в этом помогать. Решается одна из самых больных проблем образования — уйти от второй смены. Как?

— Во-первых, с помощью поддержки частных школ: Кубань — первый регион в России, где были установлены нормативы финансирования на общее образование для муниципальных и частных школ. Во-вторых, с помощью использования возможностей системы среднего и высшего профобразования. Но мы не можем финансировать такие учреждения, потому что это федеральный уровень. И мы сегодня работает с Министерством образования РФ, профильным комитетом Госдумы РФ по внесению корректировок в действующие законы. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас были профильные школы и профильные классы, в том числе инженерного, педагогического, медицинского и других направлений. В-третьих, а может быть, это во-первых, нужно строить школы. Министерство образования подсчитало: если в 2016 году на Кубани родились 74 тысячи детей, то через шесть лет им идти в школу. При этом ежегодно количество учащихся в школах будет увеличиваться на более чем 13 тысяч 800 человек и к 2021 году составит 675 тысяч. Но это базовый прогноз. Если говорить о высоком прогнозе, с учетом миграции, то это плюс 21 тысяча детей каждый год, а к 2021-му — 690 тысяч ребят. Сегодня в Краснодарском крае 624 тысячи школьников, из которых 22 процента занимаются во вторую смену. Шестнадцать школ возводится. Мы намерены подключиться к работе в части мониторинга за резервированием земли под школы, контроля качества подготовки проектно-сметной документации, использования типовых проектов средних общеобразовательных учебных заведений. Сегодня в бюджетах нет таких денег, чтобы возводить школы по эксклюзивным проектам.

Научить и накормить

Основное внимание комитета — содержанию образования, тому, чему и как мы учим наших детей. Первое — это русский язык и литература.

— Мы намерены контролировать, чтобы количество часов, выделенных на изучение этих важных предметов, не сокращалось. Вместе с Министерством образования будем ориентировать родителей на то, что читать детям. Есть прекрасный российский проект «Сто книг для школьника», и мы хотим, чтобы он был известен и ребятам, и учителям, и библиотекарям. А еще планируем составить подобный список произведений местных авторов и кинематографистов «Кубанская библиотека» и «Кубанская фильмотека». Еще один не менее важный предмет для формирования молодого человека — это история. Это наши корни. Сегодня, к сожалению, есть немало желающих пересмотреть роль россиян в победе в Великой Отечественной войне и других событиях мирового значения. В наших планах создание на базе истфака КубГУ дискуссионной площадкой, объединяющей историков со всего края. Мы много говорим о патриотизме —это очень разноплановое понятие, включающее много составных моментов. Но я бы хотел остановиться на патриотизме созидания. Трудиться, строить, создавать что-то новое и полезное, оставить после себя след — мне кажется, это и есть главный критерий патриотизма. А значит, нужно учить подрастающее поколение и этому. Говоря о воспитании подрастающего поколения, мы часто забываем о трудовом обучении, о том, что казак — это не только воин, но и труженик. Несколько лет назад на одном из заседаний фракции партии «Единая Россия» в ЗСК рассматривался вопрос о трудовом воспитании. Речь шла о том, чтобы вернуть мастерские в школы, что станции юннатов должны стать центрами этой работы. Через эти станции можно наладить тесное сотрудничество с Кубанским ГАУ, что позволит организовать взаимодействие с лучшими крестьянскими фермерскими хозяйствами, ЛПХ, решать вопросы по самозанятости. Здесь мы видим и большую роль родителей. На родительском собрании в одном из районов края я спросил у них: когда у вашего ребенка день рождения, что вы ему купите в подарок — мобильный телефон или швейную машинку? Представляете, родители затруднились с ответом! А на чемпионате «Молодые профессионалы» международного движения World Skills, который ежегодно проходит в Краснодаре, больше всего желающих выстраивается на площадке, где можно гвоздь забить или шуруп завинтить. Это значит, что дома этого не хватает, а ребятам делать это интересно. Конечно, завтрашний хозяин, глава семьи должен уметь выполнять элементарную мужскую работу. И над этими вопросами комитет будет работать. Не обойдем стороной и проблему школьного питания, к которой в обязательном порядке нужно подключить родителей. Интересным представляется опыт Краснодара, где в начале учебного года на общегородском родительском собрании родители могут посмотреть и попробовать, чем будут кормить в школах их детей. Или — хороша идея шведского стола, когда дети могут выбирать полезную еду из двух-трех блюд.— Мы — за полноценное полезное питание в школах,— говорит Виктор Васильевич. — Но мы категорически против того, чтобы при большом штате поваров в меню были только пельмени и сосиски. Горячие блюда в нем должны быть обязательно. Но и родители должны понимать, что обеспечение питания — это их долг. Еще один вопрос, который интересует родителей, — репетиторство. По закону каждый человек может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, к которой относится и репетиторство. Но родители рассказывают о случаях, когда учителя намекают о необходимости для ребенка дополнительных занятий, за деньги разумеется. В законе записано: такие занятия не могут проходить в школах и должны действительно давать дополнительные знания ребенку. — Так ли это или нет, вопрос был поднят на политсовете партии «Единая Россия». Надо промониторить и понять: какую занимательную математику изучает ребенок на таких занятиях? И не то ли это, что он не доучил на уроке?! Комитет будет останавливаться и на других острых вопросах, которые поступают от родителей. К таковым относится проблема денежных сборов в школах. Виктор Чернявский честно ответил, что закрывать глаза на нарушения, если они есть, депутаты не будут.

— Я проработал директором школы десять лет, — говорит Виктор Васильевич. — И никогда не собирал с родителей деньги на нужды школ. Я приветствую, когда ребенок и его родители приходят в школу на ремонт, генеральную уборку к новому учебному году, когда они вместе высаживают деревья в школьном дворе. Но, если учителя или директор намекают «хорошо бы…» или настаивают на сборе средств, сообщайте о таких фактах. Я готов разбираться в ситуациях, если потребуется, проведем выездное заседание комитета. Если педагог виноват, он будет наказан. Но давать негативную оценку всем учителям я не вправе: на Кубани большинство уважаемых педагогов, которые не заслужили, чтобы на их доброе имя бросали тень. Но, если есть такая проблема, значит, у нее есть адрес, имя адресата. Будем поправлять.

Полезный отдых

Комитет будет продолжать уделять внимание развитию дополнительного образования. Намерен в рамках сетевого взаимодействия изучить вопрос необходимости выдачи государственного сертификата на кружковое занятие. В развитии системы среднего профобразования ставка будет делаться на практическое обучение, больше половины учебных часов должно отводиться выработке навыков. Это вопросы и целевого обучения, и трудоустройства, и развития ресурсных центров, и создания на них новых площадок, где можно не только учиться, но и подрабатывать. Кстати, у членов комитета есть желание вникнуть, почему сегодня не создаются стройотряды из числа ребят — каменщиков или отделочников. Будь они сейчас, не вставал бы вопрос о том, кто будет возводить, например, в Отрадненском районе на месте старого лагеря, переданного в краевую собственность, новый. А как всё хорошо могло бы быть: ребята-строители — учащиеся профильных техникумов края жили бы в палаточном городке, работали, а через месяц-другой с благодарностями, зарплатой уехали ли бы домой, оставив современные жилые домики. Разве это плохо?! Что касается высшей школы, то депутатов больше интересует инновационная деятельность кубанских вузов. Наши вузы имеют много патентов на научные разработки, но внедряют их слабо. Поэтому вместе с комитетом ЗСК по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, финансовым рынкам, внешнеэкономической деятельности и связи планируется рассмотреть возможность создания площадки, на которой можно было бы размещать такие ноу-хау, которые легче было бы найти тем, кого они заинтересуют. По-прежнему суперактуальна в нашем крае кадровая проблема. Нужен отраслевой заказ на подготовку кадров, причем он должен быть от сообщества работодателей. И, конечно, вопросы проведения производственной практики: представители предприятий с самого начала должны вовлекать учащихся в рабочий процесс, учить работе на современном оборудовании.

Все —в Дома культуры

— Культура — новое направление в деятельности нашего комитета, поэтому мы сейчас в процессе изучения законодательства, тех направлений, по которым будем работать, — говорит Виктор Чернявский. — В этой отрасли сделано очень много, но в ней есть свои вопросы. У нас по законодательству культурные учреждения находятся на базе поселений, а денег у них частенько мало. И мы хотели бы посмотреть роль районных управлений культуры: насколько они методически помогают сельским Домам культуры и клубам заниматься культурой. Потому что в нашем понимании культура —это не только концертная деятельность, это и развитие, поддержка народных промыслов, выпуск сувенирной продукции, разработка экскурсионных маршрутов по краю, работа с наружной рекламой. Ведь можно проехать на машине по всему Краснодарскому краю в Крым и увидеть, что у нас только диваны продаются, а лучше с пользой провести время: отдохнуть, посетить красивые исторические места, музеи и парки, ярких впечатлений от которых на всю жизнь хватит, только для этого указатели на дорогах должны быть. Будем смотреть и библиотеки. К сожалению, сегодня и школьные библиотеки зачастую пустуют, а они должны стать площадками для проведения конкурсов чтецов, театральных постановок, интеллектуальных боев. Интернет — это хорошо, но нужно ребят влюблять в книгу. Мне импонирует создание интеллект-центров, которые недавно видел в другом регионе, а чем Кубань хуже?!

Одним словом, вопросов много. Комитет уже работает. Удачи!

Наталия Мельникова (по материалам газеты «Кубань сегодня»)